Нужен ли Украине уголь Западного Донбасса? ПечатьE-mail
23.02.2018 14:48

Вопрос, на первый взгляд, может показаться странным, однако цифры, озвученные на последнем заседании президиума теркома ПРУП, повергают в шок. По данным Государственной фискальной службы, в январе 2018 года Украина удвоила покупку угля за рубежом в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года.

В денежном выражении импорт угля составил более 280 млн. долларов, что почти на 65% больше, чем в январе 2017 года. В частности, из России поступил уголь на 170,6 млн. долларов, из США – на 91 млн., из Канады – на 13,1 млн., из других стран – на 6,5 млн. долларов.

Почему складывается такая ситуация? Неужели Украине не хватает своего угля? Отнюдь: последние данные говорят о том, что определенными кругами проводится целенаправленная политика по уничтожению угольной отрасли. Иначе чем объяснить тот факт, что, начиная с декабря 2017 года, ПАО «Центрэнерго» отказывается покупать уголь у предприятий энергохолдинга ДТЭК. Речь идет о «ДТЭК Павлоградуголь» и «ДТЭК Добропольеуголь».

При этом в пресс-службе энергохолдинга заявили, что таким образом «Центрэнерго» нарушает условия модели встречных поставок угля с ДТЭК, работавшей в течение последних лет, при которой Павлоград и Доброполье поставляют уголь на ТЭС «Центрэнерго», а государственные шахты Львовско-Волынского бассейна – на ТЭС «ДТЭК Захидэнерго».

«Одностороннее длительное невыполнение поставок со стороны «Центрэнерго» вынуждает нас перенаправлять тот объем угля, который закладывался для государственных ТЭС, с востока страны на свои западно-украинские электростанции», – сообщили в ДТЭК.

По данным холдинга, объемов добычи ДТЭК угля газовой группы достаточно для обеспечения нужд собственных ТЭС.

Характерно и то, что на протяжении всего 2017 года «Центрэнерго» требовало от компании увеличения угледобычи до 250 тысяч тонн ежемесячно. Это ни много – ни мало 3 миллиона тонн в год. Под это требование разрабатывались новые лавы, проводились другие работы. И вдруг ни с того, ни с сего этот уголь оказался ненужным.

Впрочем, так ли уж «ни с того, ни с сего»? Ларчик открывается просто: стабильно работающую компанию ДТЭК попросту оттесняют от поставок «Центрэнерго», 78% акций которого принадлежит государству. В соответствии со статистическими данными, до декабря прошлого года ключевыми поставщиками концентрата для «Центрэнерго» как раз и были ДТЭК (поставлял до 140 тысяч тонн угля в месяц) и группа центральных обогатительных фабрик, перерабатывающих уголь государственных шахт (в общей сложности на них приходилось до 100 тысяч тонн угля в месяц). А теперь основным поставщиком топлива на станции «Центрэнерго» стало ООО «Краснолиманское». Объем его поставок почти соответствует «ДТЭКовскому» – до 130 тысяч тонн в месяц. При этом ЦОФ нарастили объемы отгрузок до 110 тысяч тонн в месяц, но значительную часть этого объема занимают фабрики «Мирноградская» (ранее – «Комсомольская»), «Украина» и «Россия».

Все они, как и ООО «Краснолиманское», были выкуплены негласным куратором государственной угольной отрасли Виталием Кропачевым. Отсюда и «растут ноги» у свистопляски, развернувшейся под конец 2017 года, когда павлоградский уголь стал невостребованным.

…Вряд ли следует кого-либо убеждать, насколько важен сбыт для угледобывающих предприятий Западного Донбасса. То, что сейчас происходит, грозит нарушением стабильности в работе ЧАО «ДТЭК Павлоградуголь», а значит, неизбежно скажется на объемах угледобычи и шахтерских заработках. Позиция Днепропетровской территориальной организации ПРУП однозначна: допустить этого нельзя.

Владимир АКУЛОВ