ПОЗИЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ. Немедленно принять меры по повышению эффективности угольной отрасли, защиты социально-экономических прав ее работников!
20.02.2018 13:03

Признать социально-экономическую политику государства и программные мероприятия, осуществляемые в течение длительного времени относительно угольной промышленности и ее работников неудовлетворительными. Об этом говорится в постановлении Пленума ЦК Профсоюза работников угольной промышленности, который состоялся 19 февраля в Киеве. Участники заседания обратились к Президенту, Премьер-министру Украины, Министру энергетики и угольной промышленности Украины с требованиями немедленно принять меры по повышению эффективности угольной отрасли, защиты социально-экономических прав ее работников.

В мероприятии принял участие Первый заместитель Председателя СПО объединений профсоюзов, заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин.

С информацией «О сложившейся ситуации в угольной промышленности и дальнейшие действия Профсоюза» выступил Председатель Профсоюза работников угольной промышленности Виктор Турманов.

Заслушав и обсудив эту информацию, а также информации заместителя Министра энергетики и угольной промышленности Украины Анатолия Корзуна и Генерального директора ДТЭК Энерго Дмитрия Сахарука, народных депутатов Украины о ситуации на предприятиях государственного и частного секторов угольной отрасли, Центральный комитет Профсоюза отметил, что в то время, когда частные предприятия имеют тенденцию наращивания производства и прогнозируемую перспективу относительно стабильного социально-экономического состояния угольного сектора компании, мероприятия по реформированию и развитию государственных предприятий носят исключительно популистский характер, более того, эти меры начинаются в условиях отсутствия четкой и всесторонне взвешенной государственной программы развития предприятий топливно-энергетического комплекса Украины и обоснованных расчетов объемов и реальных источников финансового обеспечения для ее эффективной реализации в установленные сроки.

При этом Минэнергоугля Украины, как центральный орган исполнительной власти, который должен обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в топливно-энергетическом комплексе страны, формировать прогнозный баланс угля и угольной продукции и на этих основаниях определять приоритеты развития предприятий комплекса, недостаточно выполняет ключевую роль по координации всех заинтересованных сторон по вопросам поиска согласованных путей по повышению эффективности деятельности предприятий угольной промышленности, в том числе путем введения механизма взаимодействия частного и государственного секторов в формировании энергетической политики страны.

Ярким примером этого является утвержденный Правительством План мероприятий на 2017 год по реализации Концепции реформирования и развития угольной промышленности на период до 2020 года, который до сих пор остается невыполненным. Более того, предложения Профсоюзов, как в Концепции так и в указанном Плане мероприятий практически не были учтены.

В частности, до сих пор необработаны законопроекты по внесению изменений в действующее законодательство относительно задолженности и налогообложения предприятий угольной отрасли, а также не предусмотрено Государственным бюджетом на 2018 достаточных средств на:

- государственную поддержку строительства угле- и торфодобывающих предприятий, техническое переоснащение на основании определенных критериев перспективного развития предприятий;

- достройку шахты № 10 «Нововолынская»;

- преодоление социальных последствий, создание механизмов социальной адаптации и защиты работников угледобывающих предприятий, которые будут высвобождаться в процессе ликвидации или консервации предприятий;

- финансирование передачи объектов социальной сферы в коммунальную собственность.

Фактически в последние годы выделение бюджетных средств на финансирование государственной программы на частичное покрытие расходов по себестоимости готовой угольной продукции государственных предприятий имело тенденцию безосновательного и существенного снижения. Так, если в 2014 году было предусмотрено 9,2 млрд. грн. государственной поддержки, то в последующие годы: в 2015 бюджетная поддержка составила 1,2 млрд. грн., в 2016 г. – 1,4 млрд. грн., а в 2017 – 2,1 млрд. гривен.

Справедливости ради следует отметить, что даже такой незначительный уровень финансирования за последние три года был достигнут лишь благодаря настойчивым действиям Профсоюза, неоднократным обращениям к руководителям Правительства всех уровней, народным депутатам Украины, а также акциям протеста в Киеве и шахтерских регионах.

Еще более напряженно складывается ситуация с бюджетным финансированием угольной отрасли в 2018 году. Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» предусмотрено на угольную отрасль всего 2,5 млрд. грн. и это при том, что по расчетам Минэнергоугля Украины, согласованным Профсоюзом, для создания благоприятных условий постоянной деятельности и начала эффективного процесса реформирования государственных предприятий предлагалось 7,5 млрд. гривен.

Выделенные на текущий год бюджетные средства в сумме 2,5 млрд. грн. не только не решат имеющиеся финансово-производственные проблемы предприятий, но еще больше их обострят, в том числе по вопросам проведения реформирования, а также выплаты текущей заработной платы работникам.

По состоянию на 14 февраля текущего года задолженность по выплате заработной платы шахтерам составляет более 909,0 млн. грн., в том числе за 2015-2017 годы 497,3 млн. грн. В течение прошлых лет заработная плата постоянно выплачивалась с задержкой, несмотря на неоднократные обещания Министра по своевременной выплате заработной платы и погашения существующей задолженности по ней.

Несмотря на это, трудовые коллективы предприятий государственного сектора продолжают кредитовать жизнедеятельность предприятий, при том, что требования отраслевого коллективного спора по погашению задолженности по заработной плате и регулярной ее выплаты в установленные сроки остаются невыполненными.

Кроме того, следует отметить, что на сегодняшний день фактическая заработная плата работников отрасли не соответствует уровню для обеспечения элементарных потребностей жизнедеятельности людей тяжелого шахтерского труда и ведет к дальнейшему их обнищанию. При этом, несмотря на обязательства Сторон Отраслевого соглашения по обеспечению соотношение между средней зарплатой в угольной отрасли и средней зарплатой в промышленности Украины в 1,9 раза, фактически за 2017 это соотношение составило 1,25, в том числе по ЧАО «ДТЭК Павлоградуголь» – 1,73, ООО «ДТЭК Добропольеуголь» – 1,33, по государственным предприятиям – лишь 1,04. Переговорный процесс по частичному повышение уровня заработной платы на предприятиях угольной отрасли путем повышения отраслевой гарантии оплаты труда зашел в тупик. Вполне обоснованные и сведенные к минимуму предложения профсоюзной стороны по этому вопросу не поддерживаются стороной работодателей, при том, что в государстве продолжается политика, направленная на системное нарушение основных принципов и норм в сфере оплаты труда, доходов, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, здравоохранения, образования и тому подобное.

Следует отметить, что компанией ДТЭК предусмотрены соответствующие инвестиции в добычу газового угля на предприятиях ЧАО «ДТЭК Павлоградуголь» и ООО «ДТЭК Добропольеуголь». В частности, в течение 2016-2017 годов в сумме более 6,0 млрд. грн., что позволило уменьшить расходы на импорт антрацита и обеспечить спрос на украинский уголь. Добыча угля на предприятиях компании по сравнению с 2016 годом выросла на 8,2% или на 1,7 млн. тонн. Это стало толчком для развития угольной промышленности в целом и обеспечения энергонезависимости Украины отечественным углем при условии внедрения эффективного механизма взаимодействия частного и государственного секторов топливно-энергетического комплекса. Однако, со стороны владельцев компании меры по повышению уровня заработной платы работникам осуществляются по остаточному принципу, что усиливает социальную напряженность в трудовых коллективах и способствует оттоку высококвалифицированных кадров.

Анализируя конкретные суммы выделенных бюджетных средств за последние три года, создается впечатление, что политика властных структур больше направлена ​​не на вывод отрасли из кризиса, а побуждает к дальнейшему разрушению и уничтожению угледобывающих предприятий государственного сектора.

Из-за нехватки оборотных средств и отсутствие материалов, новой проходческой техники, конвейерных лент, взрывчатки, металлокрепления, катастрофически падают объемы проведения вскрышных и подготовительных выработок и тому подобное. В результате предприятиями Минэнергоугля Украины в 2017 году плановое задание по добыче угля выполнено лишь на 84,1%, недостаток больше 915 тыс. тонн угля. И это падение имеет постоянную динамику.

В то же время, следует отметить, что именно в такой крайне ситуации образована по инициативе Профсоюза при Кабинете Министров Украины Межведомственная рабочая группа по вопросам урегулирования кризисных ситуаций в угольной промышленности практически не выполняет возложенные на нее функции. С момента ее создания проведено только одно заседание, а представлены предложения Профсоюза по рассмотрению вопросов, направленных на урегулирование имеющихся острых проблем в угольной отрасли, остаются без рассмотрения и соответствующих рекомендаций по их решению. Такое отношение государства к шахтерам усилило социальную напряженность в трудовых коллективах предприятий и во всех угольных регионах до критического уровня, что в любой момент может привести к неуправляемым и непредсказуемым протестных действий работников и их семей.

Особую обеспокоенность Профсоюзов вызывают не взвешенные и принятые без обсуждения с Профсоюзом поспешные действия Минэнергоугля Украины по созданию государственного предприятия «Национальная угольная компания», которые вводятся без внесения соответствующих изменений в действующее законодательство в части реструктуризации и ликвидации задолженности и налогообложения предприятий угольной отрасли. Такой подход к реорганизации в конечном итоге не приведет к положительным сдвигам, а наоборот итогом станет дальнейший упадок и разрушение государственного сектора угольной отрасли с тяжелыми социальными и экономическими последствиями.

Однако, несмотря на требования профсоюза к министру И. Насалику, которые были приняты Президиумом ЦК Профсоюза 20.12.2017 г. Пр. № 29-2 о приостановлении подготовки проектов приказов о реорганизации угледобывающих предприятий до утверждения комплексной программы работы угольных предприятий на период до 2020 года на условиях, которые также определены в указанном постановлении, продолжается издание приказов о реорганизации предприятий по выборочному принципу, более того без согласования с профсоюзом. Пример, несмотря на ранее предоставленный отказ профсоюзных органов всех уровней, по приказу Министерства от 29.01.2018 г. № 74 начат процесс образования государственного предприятия «Шахта № 9 «Нововолынская» путем выделения ее из состава ГП «Волыньуголь».

Таким же образом Минэнергоугля Украины разработан без общественного обсуждения со специалистами угольной промышленности, представителями науки, профсоюзов и других заинтересованных сторон проект раздела «Угольный сектор» Плана мероприятий по реализации Энергетической стратегии Украины на период до 2035 года «Безопасность, Энергоэффективность, Конкурентоспособность» на первом этапе «Реформирование энергетического сектора» (до 2020 года). Как и многие другие, вышеупомянутый План несет только бумажную нагрузку, а не является пошаговым планом вывода угольной промышленности из кризисной ситуации.

При этом, протокольные поручения Премьер-министра Украины от 07.11.2017 года и других руководителей правительства в большинстве остаются невыполненными соответствующими министерствами и ведомствами и неконтролируемыми.

В неоправданно длительное время остается невыполненным Министерством социальной политики Украины поручение премьер-министра Украины о внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 24 августа 2016 № 461 о восстановлении права на пенсию по возрасту на льготных условиях работникам, занятым на подземных работах 50 и более процентов рабочего времени в год (в учетном периоде) с учетом общих предложений Минэнергоугля, ДТЭК и Профсоюза.

Именно такая ситуация в целом в угольной промышленности ставит под угрозу выполнение работодателями социально-трудовых обязательств перед коллективами предприятий всех форм собственности о чем свидетельствуют неоднократные акции протеста в шахтерских регионах и конфликты в трудовых коллективах.

Но неоднократные требования и обращения профсоюза по решению неотложных проблем в течение 2017 года и текущего года во все уровни властных структур остается без внимания или решаются крайне недостаточно. Кроме того, начиная с ноября прошлого года по настоящее время руководители Правительства практически устранились от социального диалога с Профсоюзом: игнорируются постановления выборных органов, не принимаются решения по профсоюзным предложениям по стабилизации работы отрасли, чем побуждают профсоюзные организации всех уровней, в рамках действующего законодательства, перейти к более решительным действиям по защите социально-экономических и трудовых прав шахтеров.

С целью обеспечения условий для устойчивой деятельности угледобывающих предприятий и начала их реформирования, а также недопущения дальнейшего углубления финансово-экономического кризиса и предупреждения обострения социальной напряженности в угольных регионах участники ХII Пленума ЦК Профсоюза решили:

1. Председателю Профсоюза обратиться от имени Пленума ЦК Профсоюза к:

Президенту Украины П. Порошенко, как гаранту Конституции Украины, по устранению причин нарушения конституционных прав работников угольной отрасли на своевременное получение вознаграждения за труд;

Премьер-министру Украины В. Гройсману по: проведению в ближайшее время под своим председательством совещания в Кабинете Министров Украины при участии Председателя Профсоюза, министров энергетики и угольной промышленности, финансов, экономического развития и торговли, социальной политики, губернаторов угольных регионов, руководителей угольных предприятий и руководителей их профсоюзных организаций по вопросам стабилизации деятельности работы и реформирования государственных угледобывающих предприятий; срочному принятию мер по совершенствованию законодательства, которым урегулированы вопросы сбора и ведения учета единого взноса, путем запрета зачисления текущих платежей для погашения долгов прошлых лет, а также самостоятельных действий Пенсионного фонда Украины по изменению назначения текущих платежей, что приводит к нарушению законных прав и интересов застрахованных лиц;

Председателю Федерации профсоюзов Украины Г. Осовому относительно невыполнения требований профсоюзов, в том числе по угольной отрасли;

Вице-премьер-министру Украины В. Кистиону о восстановлении системной работы Межведомственной рабочей группы по вопросам урегулирования кризисных ситуаций в угольной промышленности.

2. Требовать от руководства Министерства энергетики и угольной промышленности Украины:

- В кратчайшие сроки подготовить и инициировать перед Кабинетом Министров Украины внесение изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» относительно увеличения финансирования угольной отрасли, согласно ранее предоставленных Министерством предложений, согласованных Профсоюзом и законодательных изменений в части реструктуризации и ликвидации задолженности и налогообложения угледобывающих предприятий.

- прекратить действия по реорганизации государственных угледобывающих предприятий до утверждения комплексной программы работы угольных предприятий на период до 2020 года.

3. Требовать от руководителей предприятий угольной промышленности всех форм собственности:

- обеспечить своевременную выплату текущей заработной платы работникам и повышение ее уровня в соответствии с Отраслевым соглашением и коллективными договорами.

- не допускать в одностороннем порядке сужение социально-экономических и трудовых прав и гарантий, предусмотренных Отраслевым соглашением и коллективными договорами.

- обеспечить соблюдение Отраслевого соглашения относительно согласования нормативно-распорядительных документов с профсоюзными органами соответствующего уровня.

4. В случае невнесения Правительством изменений и дополнений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» относительно дополнительного финансирования угольной отрасли и невыполнение пункта 5 в части своевременной выплаты текущей заработной платы и повышение ее уровня:

- выборным органам профсоюзных организаций всех уровней вместе с членами Профсоюза начать подготовку проведения акций протеста на местах и ​​в городе Киеве, в том числе длительного пикетирование Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, Компании ДТЭК, Кабинета Министров Украины, Верховной Рады Украины, региональных и местных органов исполнительной власти угольных регионов.

- поручить Президиуму ЦК Профсоюза определить формы проведения, даты начала, продолжительность и другие организационные вопросы по проведению акций протеста.

Это постановление было направлено Президенту Украины, Кабинету Министров Украины, Министерству энергетики и угольной промышленности Украины, ДТЭК, Всеукраинскому объединению организаций работодателей угольной промышленности, Федерации профсоюзов Украины и Национальной службе посредничества и примирения.

И еще один важный момент. Пленум профсоюза в связи с необеспечением эффективных мер по развитию отрасли, социально-экономической защиты работников выразил недоверие министру энергетики и угольной промышленности Украины Игорю Насалику.

Пресс-центр ФПУ