Александр Берёза: «Из-за низкой зарплаты молодёжь бежит с шахт»
23.02.2018 15:02

В течение 2017 года десятью шахтами ЧАО «ДТЭК Павлоградуголь» добыто 20 миллионов тонн угля, производительность труда составила 113 тонн на одного человека. Тем самым трудовой коллектив «Павлоградугля» внес огромную лепту в энергетическую безопасность страны. Однако по итогам года работники «Павлоградугля» имеют среднюю заработную плату 13087 гривен, что никак не может отражать реальный результат угледобычи и производительности по предприятию.

На фоне роста цен на продукты питания, товары первой необходимости, электроэнергию, газ, коммунальные услуги заработная плата шахтера стала вообще неконкурентной. Все мы понимаем, что названная мной заработная плата 13087 гривен – это только средняя, а 60% работников вспомогательных участков имеют заработную плату 5-7 тысяч гривен. О какой престижности шахтерского труда может идти речь?

Днепропетровский терком ПРУП постоянно ведет переговоры со стороной собственника по увеличению заработной платы работников с одновременным увеличением фонда оплаты труда. И никогда мы не выдвигали необоснованных требований. Последним камнем преткновения в переговорах стал вопрос выполнения собственником нормы Отраслевого соглашения в части: средняя заработная плата по области, умноженная на коэффициент 1,9. В результате чего администрация уже на данный момент должна произвести увеличение не менее, чем на 20%, но пока договоренности нет. И это в конечном итоге сказывается на человеке труда, на моральном климате в коллективах.

Когда работники уже перестают верить в перспективу затянувшихся переговоров, доверять словам администрации и, к сожалению, все чаще и профсоюзным организациям, поскольку они уже не верят, что их труд, который вылился в 20 миллионов тонн угля, будет достойно оценен.

Как следствие, даже на таком европейс-

ком, вертикально-интегрированном предприятии мы уже столкнулись с кадровым голодом. Если еще два года назад у приемных директоров шахт стояли очереди на трудоустройство, а отделы кадров были переполнены от резюме, то сегодня возле приемной директора люди встречаются, в основном, с заявлениями на расчет. Молодые люди не видят никакой перспективы в работе на предприятии с такой обесцененной заработной платой.

Средневозрастная категория работников или бегают с шахты на шахту в поисках большей оплаты, или же, невзирая на уже заработанный подземный стаж от 7 до 12 лет, рассчитываются и уезжают на заработки заграницу. Такого не было даже в то время, когда заработная плата не выплачивалась или выплачивалась частями. Сейчас рынок труда стал конкурентоспособным.

Та категория работников, которые уже заработали необходимый подземный стаж, не желают работать ни одного дня и только ждут ежегодного медосмотра, чтобы рассчитаться с предприятия.

Руководство должно осознавать, что каждый работник предприятия – это такой же ресурс компании, как и инвестиции, вложенные в производство. Финансирование производства не может восполнить потери опытных работников, которые уходят с наших шахт.

За последний год мы наблюдаем, как непонятные общественные организации в поддержку чьих-то политических амбиций выводят на митинги работников «Павлоградугля», якобы с целью повышения им уровня заработной платы. На этой почве созрел новый независимый профсоюз. На самом деле все они преследуют интересы стоящих за ними политиков, которые оплачивают данные мероприятия, манипулируя трудовыми коллективами «Павлоградугля» и подталкивая их к радикальным методам решения проблем шахтеров. Мы глубоко убеждены, что сторона профсоюза и руководство ДТЭК просто обязаны вернуть доверие работников угольного предприятия. Это возможно только при нахождении компромисса за столом переговоров.

Я хотел бы обратиться к руководителю ЦК Профсоюза угольщиков. В последнее время мы нарабатываем постановления, выносим в них глобальные и справедливые требования, намечаем акции протеста, но в итоге наши вопросы редко доходят до логического разрешения. Намеченные акции протеста, где мы открыто высказываем свои требования и настаиваем на решении проблем шахтеров, по разным причинам переносятся или отменяются вообще.

Наше мнение – шахтеры перестали заявлять о себе, как о представителях тяжелой и опасной профессии.

Сегодня никто не говорит уже о престижности шахтерского труда. О шахтерах забыли, как о людях, имеющих право на льготное обеспечение за вредные условия работы. Руководство страны взяло курс на уничтожение угольной отрасли с нашего молчаливого согласия.

И как следствие, по статистике сегодня Днепропетровская область по заработной плате находится на 4-м месте после Донецкой, Николаевской, Киевской областей. А это регион, где есть мощная металлургия, преуспевающее угольное объединение. Но почему-то человек труда пашет как проклятый, а живет как нищий. И тому свидетельство – средняя зарплата в Киеве 14035 гривен, в Донецкой области – 9886, Николаевской – 8828, а в Днепропетровской области – 8247 гривен.

Касаясь темы тарифных ставок, хотелось бы обратить ваше внимание на их размеры по сравнению с заработной платой. Когда получается, что оклад у шахтеров – это всего 40-50%, а в некоторых случаях и 30% от заработной платы, а остальное – это премия. Да, звучит хорошо, когда премия в 2-3 раза превышает зарплату, но каким трудом это достигается! Только за счет интенсивности и производительности труда невозможно удержать достойный уровень жизни шахтёров ЧАО «ДТЭК Павлоградуголь». Всему есть предел. Есть предел физическим силам работников, есть предел и терпению работников.

Елена ТКАЧ