Устранить «зоны социальной несправедливости»
04.08.2014 16:27

Ответ на вопрос, как может и должна осуществляться защита социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов в современных условиях, содержится в принятом на днях программном документе, подготовленном Федерацией профсоюзов Украины с участием профсоюзных организаций всех уровней.

Основные пути обеспечения этих процессов – через неукоснительное соблюдение норм международного, национального законодательства и принципов социальной справедливости, возобновление права профсоюзов на законодательную инициативу и переформатирование модели социального диалога.

Ставятся также две наиглавнейшие задачи – повышение престижности труда и преодоление бедности среди работающих. Именно с подачи профсоюзов в программных документах нового правительства красной нитью проходит термин «человеческий капитал». Ведь общее национальное богатство создает именно рабочий класс, именно его часто несправедливо оплачиваемый и небезопасный труд является главным источником наполнения государственного, местных бюджетов и социальных фондов.

А посему именно трудящийся и должен стать главным инвестором в экономику страны. Причем, уровень его заработной платы должен обеспечивать его расходы на содержание семьи, вложение средств в строительство жилья, в образование, здравоохранение, культурное развитие, в пенсионные накопления.

Конкретные методы и рычаги достижения этой цели должны содержать коллективные соглашения. И, прежде всего, новое трехстороннее Генеральное соглашение, заключенное на абсолютно новых принципах, с реальными нормами и гарантиями для производственной и бюджетной сфер, а также с влиянием на формирование новой законодательной базы и внесение изменений к действующим законам о труде и социальных вопросах.

Сегодня эта работа – в самом разгаре, и в ней принимает участие и областное профобъединение. По нашему мнению, новое Генеральное соглашение должно вернуть себе свой прежний статус - весомого инструмента реализации законов, прежде всего, об оплате труда и коллективных соглашениях. Ведь в соответствии с действующим законодательством (ст.ст. 5, 14 Закона Украины «Об оплате труда» и др.) Генеральное соглашение является источником трудового права, регулирующим социально-трудовые отношения на уровне государства.

Но что сегодня регулирует действующее соглашение? Большинство его положений носят декларативный характер, или просто дублируют положения законодательства.

Поэтому, мы настаиваем на том, чтобы в проекте нового Генсоглашения были бы выписаны только конкретные нормы и четкие обязательства сторон (особенно, органов власти и работодателей), что даст возможность подводить реальные итоги их выполнения. Без всего этого Генеральное соглашение будет бесполезным документом, как это, собственно говоря, наблюдается сегодня. И прежде всего, это касается ключевого раздела соглашения – Оплата труда.

Смотрите, что здесь у нас получается? В стране действует законодательное положение о договорном регулировании оплаты труда, которое осуществляется только на основе системы соглашений, главным из которых является Генеральное соглашение, устанавливающее базовые нормы и гарантии, касающиеся оплаты труда.

В действующем же соглашении, в отличие от прежних лет, норма о размере минимальной тарифной ставки в небюджетной сфере выписана не только неконкретно, но и размыта сложной формулировкой, которая, как выяснилось, не подтверждается реальной математической формулой расчета и перерасчета.

Я имею в виду норму о размере зарплаты неквалифицированного работника небюджетной сферы, который должен превышать фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц за предыдущий месяц. Попытки на практике применять эту норму показали, что данный плавающий показатель годится только для ориентира и вспомогательных расчетов.

Кроме того, мы имеем дело с заниженным размером действующей законодательно установленной плановой величины прожиточного минимума, которая базируется на устаревших наборах продуктов – питания и непродовольственных товаров, услуг, которые не пересматривались в течение 14 лет, хотя в соответствии с Законом Украины «О прожиточном минимуме» их должны осовременивать каждые пять лет.

Действующая величина прожиточного минимума не учитывает ряд жизненно необходимых потребностей семей работников (в частности, расходов на жилье, образование, медицину). Все это предусмотрено статьей 5 Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», которая, кстати говоря, именно сейчас находится на ратификации в Верховной Раде.

Несправедливость при установлении данного жизненно важного показателя сегодня признана одной из главных «зон социальной несправедливости» в стране, поэтому ставится задача изменить подходы к Методике определения прожиточного минимума и в целом к его применению.

Устранением этой проблемы сегодня занимается созданная Минсоцполитики по настоянию профсоюзов специальная Межведомственная рабочая группа. За основу берется рациональный потребительский бюджет, включающий расходы на расширенное воспроизводство рабочей силы: медицинские, оздоровительные, образовательные услуги, оплату жилья, инвестиционную и семейную составляющую.

Мы считаем, что в новом Генсоглашении обязательно должны быть конкретизированы сроки введения в действие новой методики и ответственные за это, потому, что ожидания окончания этой работы затянулись, и дальше могут продолжаться бесконечно.

До законодательного урегулирования расчета прожиточного минимума на основе новой методики, для полноценной реализации ст. 11 Закона «Об оплате труда», мы считаем, что крайне важно установить в Генеральном соглашении тарифную ставку работника 1–го разряда в небюджетной сфере в размере 120% минимальной зарплаты.

Почему к минималке именно + 20? Потому, что в течение длительного времени законодательно устанавливаемая величина прожиточного минимума для трудоспособных лиц является заниженной в общей сложности на 21% – в сравнении с фактическим размером прожиточного минимума, который рассчитывается Минсоцполитики (в 2013 г. на 3,7 10,5%), и в сравнении с прожиточным минимумом, скорректированным на подоходный налог физических лиц, в соответствии с решением Конституционного суда Украины (в 2013 г. на 11,5 21,0%).

Чтобы усилить тарифную составляющую главного соглашения страны, мы настаиваем на том, чтобы именно через приложение к Генеральному соглашению были бы установлены региональные коэффициенты превышения прожиточного минимума в регионах над законодательно установленным уровнем, для их дальнейшего применения к тарифным ставкам и окладам при заключении территориальных соглашений, как нижний предел оплаты, в том числе и в случаях применения на предприятиях альтернативных систем оплаты труда (бестарифной, грейдовой и др.).

Очень важно также установить именно Генеральным соглашением, что тарифная система оплаты труда является основой организации оплаты труда на предприятиях всех форм собственности. Профсоюзная сторона также настаивает, чтобы в новом Генсоглашении были бы четко прописаны обязанности Кабмина – относительно сроков приближения размера первого тарифного разряда работников бюджетной сферы до уровня минимальной зарплаты, и сроков введения в действие норм по оплате труда Закона «О госслужбе».

При этом мы настаиваем на недопустимости продолжения политики переложения груза бюджетного дефицита на плечи человека труда, и призываем руководителей органов власти изыскивать другие источники наполнения госказны, в частности, через проведение широкомасштабной

амнистии капитала, через политику налогообложения богатства и роскоши, через кампанию легализации зарплаты и детенизации занятости, что даст весьма заметные цифры.

Мы также считаем, что коллективное соглашение будет малоэффективным без установления процедуры нового контроля за его выполнением и новых норм ответственности за нарушение или невыполнение соглашения. И в этой связи мы настаиваем на установлении новой сферы действия соглашений всех уровней, а именно:

– положения Генерального соглашения должны распространяться на предприятия всех форм собственности и на субъекты предпринимательской деятельности, использующие наемный труд;

– положения отраслевых соглашений должны стать обязательными для использования в колдоговорах всех юридических лиц, которые по основным видам деятельности относятся к соответствующей отрасли;

– положения территориальных соглашений должны стать обязательными для всех юридических лиц, находящихся на соответствующей территории.

Последний пункт, как и все ранее отмеченное, крайне важно для значения и эффективности нового Регионального соглашения, которое заключается на территории нашей области. И в этой связи мы уверены, что при действующей областной власти мы сможем вдохнуть в него новую силу. А достигнуть этого можно, если настаивать на неукоснительном соблюдении одного важнейшего требования закона «О колдоговорах и соглашениях», которое гласит, что соглашение на региональном уровне не только регулирует нормы социальной защиты работников на данной территории, но обязательно содержит высшие в сравнении с генеральным соглашением социальные гарантии, компенсации и льготы. По моему глубокому убеждению, без этого Региональное соглашение заключать просто незачем.

Следующие важные моменты, которые должны определяться новыми форматами коллективных соглашений, касаются вопросов занятости и рынка труда.

Прежде всего, мы настаиваем, чтобы для увеличения масштабов занятости населения и уменьшения применения неформальной, нестандартных форм занятости, правительство приняло бы на себя обязательство разработать и ввести с 2015года Генеральную схему развития рабочих мест в разрезе отраслей и регионов с учетом планов развития предприятий.

Далее. Закон «О занятости населения» (п. 3 ст. 48) устанавливает, что мероприятия по обеспечению занятости высвобождаемых работников осуществляются органами исполнительной власти при участии сторон работодателей и профсоюзов. Мы считаем, что через приложение в Генеральном соглашении должен быть установлен Алгоритм такого взаимодействия – то есть обязанности и их последовательность, иначе порядка

опять не будет. Кроме того, именно Генсоглашением (в соответствии с п. 2 ст. 48 Закона Украины «О занятости населения») должны устанавливаться критерии массового высвобождения работников.

Для усиления защиты работников от применения работодателями нестандартных форм занятости также предлагается целый блок важных положений.

И, наконец, в новом Генеральном соглашении обязательно должен появиться раздел, касающийся вопросов ценовой политики. По нашему глубокому убеждению, он должен быть выписан таким образом, чтобы не только минимизировать необъективный рост цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, но именно через Генеральное соглашение, а не кабминовские постановления, обеспечивать упреждающую и реальную социальную защиту, прежде всего, работающего человека и его покупательской способности.

За основу положений данного раздела мы предлагаем Федерации принять содержание нашего Открытого письма Президенту П. Порошенко, Премьер-министруА. Яценюку и главе парламента А. Турчинову. В нем содержатся пути и рычаги влияния на ценообразование, отмечаются все болевые точки проблемы и методы наведения порядка в данной сфере.

При этом мы говорим, что с пониманием относимся к необходимости постепенного приведения цен на газ, электро– и теплоэнергию до экономически обоснованного уровня как к классическим требованиям экономики, которая еще и находится в тяжелом состоянии.

Мы осознаем необходимость улучшения сложившейся ситуации в энергетике, где высокая физическая и моральная изношенность энергооборудования, значительная задолженность потребителей за использованные энергоносители, что вызывает вынужденное кредитование других отраслей экономики. Кроме того, в связи с тем, что цена на электроэнергию для населения, составляет только 24% от ее себестоимости, применяется перекрестное субсидирование данного тарифа, то есть он перекрывается за счет цены для промышленности. Но из-за сверхвысоких тарифов на электроэнергию продукция часто становится неконкурентоспособной на внешнем рынке. Но самое главное, это серьезно влияет на цену товаров и услуг, за которые население платит высокую и несправедливую цену.

Вместе с тем, мы говорим правительству, что в топливно–энергетическом комплексе используются далеко не все возможности для эффективного ценообразования (борьба с коррупцией, практически, нулевая; слабые меры по энергосбережению, отсутствие жесткого контроля учета потребления и за его оплатой, низкое качество услуг и т.п.). Например, по оценкам экспертов, собственники котельных, работающих на газе, ссылаются на их убыточность, однако не вкладывают средств в их переоснащение и в закупку оборудования, потребляющее меньше газа. Мы отмечаем, что, когда с 1 июля на 40% вырастут тарифы на газ для теплопоставляющих предприятий,

качество этих услуг не изменится: трубы, как были полутеплыми, так и останутся.

Между тем, газодобывающие и газотранспортные компании, добывающие на территории Украины дешевый газ, продолжают получать сверхприбыли, потому что, постоянно основной груз своих проблем переводят на население. И органы власти, вольно или невольно, но содействует этому своими решениями.

Особенно нас возмущает то, что сегодня поставщики услуг работают по принципу «потребитель заплатит за все». На людей навешивают расходы, связанные с потерями при транспортировке воды и газа, с несанкционированными подключениями к сетям водоснабжения и линиям электропередач. И каждый раз, когда экономическая ситуация ухудшается, поставщики услуг идут по пути наименьшего сопротивления и добиваются очередного повышения цен и тарифов.

Мы требуем положить конец этой порочной практике.

Мы также обращаем особое внимание высшего руководства страны на то, что большинство населения длительное время вынужденно производит двойную оплату за потребленный газ по двойной норме потребления газа – вместо 9,8 – за 18,3 куб.м на чел. в месяц.

Речь идет о ситуации, когда граждане обращаются с заявлением о пересчете стоимости услуги на основании использования ими бойлера вместо подогрева воды на газовой плите, а горгаз им в этом отказывает, ссылаясь на действующее постановление Кабмина.

Таким образом, граждане платят за подогрев воды дважды – энергетическим компаниям (по счетчикам) и газоснабжающим (за «мнимую» двойную норму потребления газа).

Поэтому мы категорически настаиваем на неотложном внесении изменений в действующее постановление Кабмина, принятого почти 20 лет назад и на отмене оплаты двойной нормы потребления газа при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, в случае подачи заявлений жителей об установлении ими бойлера и на основании составления соответствующего акта. Нормы должны быть дополнены определенным видом потребления природного газа – «плита газовая при наличии электрического водонагревателя» для нормы потребления 9,8 куб. м.

Кроме того, правительство должно обязать газоснабжающие организации - бесплатно или в счет следующих платежей жильца, но обеспечить газовыми счетчиками каждое жилище, как в энергетике.

Мы говорим также, что жизненный уровень населения еще до роста тарифов заметно ухудшился, из-за значительного с начала года удорожания продуктов питания, лекарств, социально значимых товаров и услуг, проезда в общественном и железнодорожном транспорте, причем, как никогда, в условиях «замороженного» уровня основных социальных стандартов и гарантий.

Мы говорим, что повышение тарифов на коммунальные услуги будет значительно ощутимым с осени, когда начнется отопительный сезон, и каждый гражданин получит просто неподъемную платежку за тепло. Мы объективно доказываем, что внешние и внутренние факторы будут делать граждан значительно беднее. И десятки тысяч людей, которых сегодня нельзя отнести к категории малообеспеченных, завтра станут таковыми и пойдут оформлять субсидию.

Однако, по нашему мнению, предвиденные государством компенсаторные механизмы не смогут защитить большинство из тех, кому эта защита действительно нужна, в частности, нас с вами – работников, имеющих средний уровень доходов.

Потому, что между платой за стоимость услуг и обязательной платой – с учетом субсидии – после повышения остается заметная разница, которую потребителям никогда не покрывали. Как правило, всегда выручало только очередное повышение соцстандартов, что обязывало работодателей повышать оплату труда. Но в этот раз, например, в нашей области, для половины от общего количества работающих, имеющих зарплату на уровне от ниже минимального размера до 2500 гривен, обязательное законодательное повышение уровня оплаты труда практически отменено, так как минимальная зарплата «заморожена». А значит, из-за эскалации цен их доходы заметно сократятся, потому, что платить, например, за коммунальные услуги им придется значительно больше.

Что касается компенсаторного механизма, на который часто ссылается наше правительство. Согласно постановлению Кабмина, доход на уровне прожиточного минимума должен быть у семьи на протяжении последних 6–ти месяцев перед оформлением субсидии. А мы имеем ситуацию, когда, например, госслужащих и некоторые категории бюджетников лишили надбавок и доплат в апреле, а значит, как раз им надлежит встретить повышение цен не только с мизерными зарплатами, но и без права на компенсации, таккак живут они «предельно скромно» менее 6–ти месяцев.

А между тем, и без нынешней эскалации цен, уже длительное время наблюдается крайне низкая покупательская способность населения. По этому показателю украинцы остаются одними из самых бедных жителей Европы, занимая предпоследнее место рейтинга среди 42 стран.

Таким образом, мы аргументировано убеждаем высшее руководство страны, что в нашей стране население как нигде является очень уязвимым к росту цен и тарифов.

Но мы не просто возмущаемся или требуем, мы говорим, что смягчение ценовых ударов для населения и социальную справедливость в обществе может обеспечить реализация органами власти целого ряда системных и комплексных мер.